Религиозное Творчество:
СТИХИ
ПРОЗА
ЭССЕ
ПЕРЕВОДЫ
РЕГИНА ДЕРИЕВА
 
Официальный сайт Регины
Дериевой открылся по адресу:
www.derieva.com
Регина Дериева известна не только, как  поэт и
автор удивительной прозы. Кстати, последняя её
книжка под названием "Придурков всюду хватает"
(серия "Открытая книга") была издана в конце
2002-го года московским издательством "Текст".
(Рецензии на книгу читайте здесь)

На этих же страницах представлена религиозная
эссеистика Дериевой. Эссе Регины Дериевой в
разное время публиковались на итальянском,
французском, шведском и английском языках. 
Избранные эссе на русском языке изданы во
втором томе "Собрания дорог".
 


ПОСЛЕДНИЙ ПОСЛАННИК

Чтобы дождаться окончания долгой ночи, надо знать, что придет утро. Нужно жить в тяжелые времена, чтобы иметь надежду на лучшие дни. Лишь миновав пустыню, человек понимает, какой путь он проделал. Только встретив Бога, человек способен осознать, что его прежняя, нелепая жизнь была искажена и, не совпадая с предназначением, не приносила удовлетворения.
И была ночь, и была пустыня жизни, и был человек по имени Савл. Тот, которого Бог окликнул по имени. И вместе с Савлом, ставшим святым апостолом Павлом, откликнулись все люди, истосковавшиеся по Живому Богу, отозвалась жизнь. И мрак рассеялся, и пустыня была преодолена окончательно и бесповоротно, потому что Павел пошел путем новым и живым. А пустыри стали уже не страшны.
Это теперь мы знаем, что все дороги ведут в Рим, поскольку туда пришел апостол Павел. И что любые препятствия человек может преодолеть во имя Христа. Но самое главное, что даже тогда, когда мы знаем, что человек не Павел, нам известно, что Павел человек. И это окрыляет! Святой Павел та самая личность, без которой немыслима судьба человечества в целом и каждого в отдельности. И нет у людей, принадлежащих Христу, более великого примера. Апостол Павел – мечта человечества о подлинном служении Господу и гордость человечества, потому что эта мечта осуществилась. Павел случился в истории один раз, подтверждая тем самым свою бесценность. Выше апостола Павла только Божья Матерь с Младенцем Иисусом на руках. И там, на Небе, и здесь, на земле, Они нам ближе всех независимо от места и действия, времени и строя, окружения и положения, множества вещей и понятий. И если Они наше окружение, наше понятие и смысл нашей жизни, то со всем остальным можно мириться. Ведь и «остальное» как-то догадывается, что все однажды кончится, чтобы начаться в Царстве Того Младенца, Которого прижала к Себе Мать.
«Слепые вожди слепых» полнились уверенностью, что знают Бога лучше, чем апостол Павел. Бесконечно толкуя Моисеев закон, эти слепцы в конце концов отказались от Бога во имя закона. Иными словами, закон стал их Богом. Закон держит людей в страхе и рабстве, наконец, закон устаревает. Лицемер от закона становится лицемером от веры и перестает искать Бога, довольствуясь буквой закона. Что можно узнать о снах от толкователей снов, об искусстве от искусствоведов, о Боге из закона?.. Человечество ветхим Адамом как восставало против Бога, так и продолжает восставать.
 Что делают с мятежниками власти? Убивают. Что делают с восставшими потомки? Проклинают. Христос никого не убил и никого не проклял. У Павла были все основания считать Бога Любовью. «Ибо... ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8,38-39).
 

* * *
 

Проникновенность слов состоит в их искреннем желании проникнуть в человеческую душу и остаться в ней навсегда. Даром проникновенности обладают немногие, лишь те, кто не знает банальности. Чтобы построить воздушный замок, надо отказаться от собственного дома. Чтобы завоевать словом человека, надо отказаться от себя. И не только от себя, но и от любого намека на банальность существования. Быта, как у всех. Цель представляется недостижимой, если не иметь в виду апостола Павла с его неизменным движением как вперед, так и вверх. Павел заходил за линию горизонта и воспарял. Павел в будущем еще большая реальность, чем Павел в прошлом, потому что нет будущего без Христа. Разве для Павла существовали непроходимые места? Разве можно было уклониться, отклониться от миссии, возложенной на него Господом? Если место было непроходимым, Павел шел по воздуху, подчиняя пространство. Что касается времени, то оно всегда непроходимо и в расчет не берется, так как человек, считаясь со временем, перестает считаться с Богом.
Любая задача имеет, как правило, несколько решений, которые сводятся к одному ответу. Человеческая жизнь тоже может иметь несколько вариантов, любой из которых люди, не знающие Христа, сводят к банальности смерти – прочерку между датами начала и конца. Для Павла жизнь была прологом к Вечности, увертюрой, где вдохновенно прозвучали не только главная, но и побочные темы. Иначе говоря, все темы у Павла главные, поскольку все темы он посвятил Христу. И они донеслись до нас, наполняя души восторгом бессмертия. Бессмертия не для одного человека, апостола Павла, а для всех, кто крестился в смерть Христову, чтобы каждому в свой черед воскреснуть. «Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, – всегда Господни» (Рим.14,7-8).
 

* * *
 

 Отстаивая личную свободу, почти абсолютное большинство посягает на свободу других, навязывая им свои взгляды, вкусы, понятия, нормы поведения. Свою тиранию. Неизбывность этого стереотипа, присущего буквально всем, и делает жизнь невыносимой. Она могла бы стать еще невыносимее, когда бы не христианство, обнаружившее подлинную свободу и прильнувшее к ней. Когда бы не христианские святые.
Человек может мечтать о многом. Но многое ли осуществимо? Почти все, чего люди хотят добиться, в действительности нереализуемо, а если и реализуемо, то путем уступок этой самой действительности, путем снижения или подмены идеалов, когда ради низшего отказываются от Бога. Так происходит потому, что никто не спешит придти друг другу на помощь, никто не ставит чужие интересы выше своих. Но только люди перестают видеть разницу между своим и чужим, только они забывают о личном благе, происходит то, что можно было бы назвать невероятным, если бы чудеса не совершались. Человек рождается заново, рождается в Боге. Никого не обременяя, ничего никому не навязывая, он идет путем святости, и пути этому нет конца.
Не каждый может стать президентом или маршалом, Нобелевским лауреатом или кинозвездой, но каждый может быть святым. Христос дает эту возможность. И тот, кто вчера не имел никакой перспективы, вообще забывает о перспективе, поскольку в отношениях с Богом ее уже не существует. Потому святой Павел, вечный спутник и сподвижник Господа, проводник человечества.
Спаситель не требует подчинения, человек сам жаждет Богоначальствования. Не из-за безвыходности ситуации, выгоды или страха, а из чувства любви. Из-за того, что Иисус,– опозоренный, искалеченный и распятый – его Бог. Бог всех и каждого. Каждого, отказавшегося от насилия и победившего себя самого. Каждого, открывшего в себе Бога, а через Него себя самого. Бога, с Которым нельзя заключить сделку, но Которому можно и нужно верить и Которого можно и нужно любить. И эти открытия значат больше, чем открытие Америки. Савл, послушный Христу, открыл в себе Павла. Если бы Савл не внял Христу, он бы остался ненавистником, гонителем и убийцей. Савлом, не допускающем даже мысли о свободе и достоинстве человека. Тем фарисеем, который осудил бы Христа на крестные муки, как осудили Его религиозные вожди и богоизбранный народ. Народ, избранный Богом, осудил своего Бога на распятие! Но Савл стал Павлом, а это значит, что Израиль спасется.
Это значит, что на сигнальные огни Божьего Царства устремится каждая душа. Это значит, что те, кто отпал от Христа, придут к Христу.
Это случится, это произойдет, потому что об этом говорил апостол Павел.
 

* * *
 

Человек, как раб к галере, привязан к времени, то есть к временному. Идти в ногу со временем, соответствовать времени значит вообще никуда не идти и ничему не соответствовать, так как время устаревает в силу своей самоуверенности и обращается в прах в силу своей банальности. Время надо разрывать, как спринтер ленточку на финише, но парадокс Вечности заключается в том, что там, где для чемпиона кончаются испытания, для личности вновь начинается старт. Прямо с финиша.
Апостол Павел мог ограничиться одним путешествием, одним посланием, одной устроенной церковью, одной страной, одним тяжелым испытанием, одним учеником... Но так как ограниченность и Павел понятия несовместимые, то он пошел дальше и дальше: далее собственного конца и далее всех – в Небесный Град.
Людям времени, временным людям свойственна рациональность. И, кроме того, им необходима интрига – пружина, приводящая время в движение. Скучное время скучных людей. Именно им, скучным людям, интрига заменила воображение, а привычка все пробовать на зуб подсказала идею Божьего Царства на земле. Как раз эти люди ненавидели и преследовали Павла – чрезвычайного и полномочного посла Живого Бога, стараясь уничтожить верительные грамоты, выданные ему Вечностью. Тщетно!
Павел знал, что счастье человека не зависит от экономического расцвета. И что один человек не может спастись сам по себе, а одна нация – без всего человечества. Павел знал, что все, буквально все люди Божьи дети. И что Бог не станет возвеличивать или уничтожать одних детей ради других. Богу невыносимо больно, когда Его, Господа, называют равнодушным, а Его Апостолов и Святых – антисемитами. У Святых нет ненависти, потому что они Божьи. Но у Святых нет и человеческого упрямства, и человеческого злословия, и человеческого фарисейства, и человеческой глупости. У Святых нет черт, присущих человекохищникам. Но даже Святой не выдерживает, когда оскорбляют его Бога и Бога всех людей.
Апостол Павел ушел от евреев, как ушли от евреев и другие Апостолы. Апостол Павел ушел со Святой Земли, потому что в аспекте Вечности на эту землю, землю Небесного Града не может претендовать никто. Но апостол Павел, как и другие Апостолы, не переставал думать о евреях, молиться за евреев и обращать евреев. Сила сопротивления, оказанная ему евреями, говорит о силе ненависти, заключенной в человеке с момента грехопадения. Да, только о силе ненависти, потому что больше ей не о чем говорить. Но Павел как побеждал зло добром, так и побеждает его. Божий посланник был наделен Христом любовью – самым мощным оружием, против которого всякое зло бессильно.
Нация, ревниво оберегавшая закон, так и продолжает его ревниво оберегать. Закон не нужен, когда люди перестают замышлять и совершать преступления. За преступлением следует наказание, но Агнец Невинный Себя принес в жертву за грехи и преступления людей. И Павел, сораспявшись Христу, умер лишь для закона, чтобы жить для Бога. И Бог даровал Павлу вечную жизнь.
А все что против, то временно, а если временно, то тленно, а если тленно, то достойно жалости. И разве о евреях речь? Речь идет о той интриге, о той пружине времени, которую приводят в действие силы ада. Те силы, что побеждаются добром.
 

* * *
 
 

Исключительность личности определяется исключительными поступками, достойными восхищения. Деяния апостола Павла оставили такой глубокий след в человеческом сердце, что это сердце стало христианским. Сердце, вместившее Благую Весть, обрело милосердие. Бог не смотрит на звания и должности, Бог читает в сердцах. И чем мягче сердце, чем добрее оно, тем ближе человек к Господу.
Павел – единственно возможная эволюция, победно доказывающая, что человек произошел не от обезьяны, а от Господа нашего Иисуса Христа.
Исключительность Павла говорит о том, что сам по себе человек исключительным стать не в силах; что человек может все лишь с укрепляющим его Христом. Павел действительно мог все. Он вынес Благую Весть за порог родного дома, подтвердив, что не только стены дома, но и Земля не больше Благой вести. Там где прошел Павел, возникли новые формы жизни – христианской жизни, появились новые люди – люди, свободные от рабства. Своим учением Павел, волею Божьей Апостол Иисуса Христа, возвел Вселенскую Церковь – столп и утверждение истины. Золотой купол Божьего дома, увенчанный крестом, виден от края и до края вселенной. И каждый Божий день, на каждой службе апостол Павел, должный «...Эллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим.1,14), делает людей человечеством, объединяя их верой.
Есть подвиг, а есть Подвиг. Подвиг всей жизни, посвященный высшему ее смыслу – Господу Иисусу Христу. Такая жизнь, уже из вечности, обращает и будет обращать человечество до конца времен, до остатка, до последнего человека в религию Бога Живого – Отца и Сына и Святого Духа!
 

* * *
 

Кроме обычных чувств у человека имеется еще одно, утверждающее бессмертие души – его дух. И чем сильнее человеческий дух, тем большее противодействие оказывается временному, тем активнее он стремится к Господу.
Человеческий дух, обнаруженный апостолом Павлом, и есть та центробежная сила, которая способна вырвать личность из тесных временных рамок и увлечь на подлинную высоту и глубину. Высоту и глубину Пресвятой Троицы.
Именно сила духа помогает человеку переносить уродство и злобу текущего момента, именно духовное зрение открывает ему красоту иного мира. Ту красоту, которая спасет этот мир, потому что больше его спасать нечем. Ад и смерть искажают понятия людей, заставляя принимать за норму самые безобразные свои проявления. Христос, Который вторично явится во Славе, окончательно освободит и окончательно спасет всех. Без исключения.
Нам, через святого апостола Павла, дал эту вечную гарантию Спаситель.
 

* * *
 

Знания Павла ненаучны, как ненаучен Бог. Никакая наука не в состоянии помочь человеку найти смысл жизни, потому что смысл без Бога – это нелепость. И невозможно отыскать жизнь, с которой у человека сложились бы отношения, если эта жизнь без Христа.
Ни знания, ни интеллект, ни дискурсивность личность не удовлетворяют, поскольку человек живет во имя Бога, а Бог – во имя человека. И если человека трудно объяснить, то Бога объяснить, особенно буквой закона, невозможно. Бога надо принять на веру, надо полюбить, как это сделал апостол Павел. И тогда, только тогда Бог откроется человеку, как Он открылся Святому Апостолу.
Открылся беспредельной любовью и бесконечной мудростью. Открылся тайной, поведанной Павлом Тимофею: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3,16).
Но люди предпочитают удобное для себя знание и удобную веру, то есть такое знание веры, которое обеспечивает им жизненные удобства. При таком раскладе угасает человеческий дух. Со времен Павла и до сих пор человек не расстался с идеей национальной исключительности, той самой мелкой идеей, которая вызывает большие войны. Национальный щит – бумажный, поэтому он не прикрыл ни одной нации, ни одного человека. Идея национальной исключительности неприлична, как порнография, а банальность ее столь же навязчива, как и истовое желание обеспечить свою жизнь и жизнь своих детей. Только свою и только своих.
 Если бы не христианство, человеческая душа давно бы атрофировалась, а человеческая жизнь, сведенная к обывательскому минимуму, потеряла всякую цену.
 Но мудрецы Ареопага замолчали, когда заговорил Павел. Так замолкает хор при появлении главного действующего лица.
Как и положено в трагедии, это главное лицо жалуется и это действующее лицо плачет. Павел жалуется на людей, хвалящихся по плоти, Павел плачет о людях, не понимающих и не принимающих Христа. Но это главное лицо и ликует. Павел ликует оттого, что «...еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит» (Евр.10,37).
 

* * *
 

Когда-то некто Онисифор вышел на широкую дорогу, ведущую к Листре, чтобы увидеть Павла. И он увидел его. Тит, один из учеников Апостола, описал ему внешность Святого, но мимо Онисифора шло много странников, много прохожих. Как же Онисифор узнал Павла? «Иногда он имел вид человека, – скажет после Онисифор, – а иногда – лицо ангела». Такое же лицо, по свидетельству Евангелиста Луки, было у святого Стефана – первого мученика, забитого камнями за веру в Иисуса Христа. Одежду разгоряченных иудеев, приводивших казнь в исполнение, сторожил юноша Савл. Он слышал последнюю проповедь Стефана, но не знал еще, что слова его от Слова, а свет на его лице от Света...
Навстречу Онисифору, нам навстречу шел последний посланник – несравненный Апостол Апостолов. Последний по той же самой причине, что и несравненный: Павла не с кем сравнить и не с кем рядом поставить. Последний посланник шел навстречу последним и страшным временам. Тьма этих времен была бы беспросветна, если бы Павел не осветил их.
Святой Павел – свет христианства. Тот самый свет, с которым человечество вступит в Божье Царство.

 


 

Избранные стихотворения 
и эссе в 2-х томах
"АЛЕТЕЙЯ", С-Пб., 2005-2006 

 
Hosted by uCoz